Все статьи

Бизнес-план аптеки

Теги статьи Управление аптекой

4 382

07.10.2022

По данным DSM Group, 2021 год был богат на нововведения, изменившие структуру фармацевтического рынка. Прежде всего, это продолжающаяся пандемия и вакцинация от Covid-19, а также разрешение на онлайн-торговлю безрецептурными препаратами. В связи с этим на рынке появилось всего 541 новая аптека. Это самый низкий показатель с 2013 года. Тем не менее эксперты все равно считают фармрынок одним из самых устойчивых, потому что потребность в лекарствах у населения будет всегда.

В статье приведем типовую структуру бизнес-плана для открытия аптеки с нуля. Расскажем, как его составить, на что обратить внимание с учетом специфики отрасли и приведем примеры.

Содержание

С чего начать аптечный бизнес

Любой бизнес начинается с изучения рынка и планирования. При этом вопросы «как открыть аптеку с нуля» и «как составить бизнес-план аптеки» раскрывают разные аспекты процесса. Остановимся на втором, потому что именно от качества подготовки плана зависит, захотят ли инвесторы и банки финансировать проект.

Обязательные пункты бизнес-плана аптечной организации

Двух одинаковых успешных бизнесов не бывает, поэтому и идентичных бизнес-планов тоже нет. Однако типовую структуру представить можно.

Резюме бизнес-плана аптеки

План всегда начинается с резюме, но оно пишется последним, потому что содержит основные выводы по проекту. Задача раздела — заинтересовать в нем инвестора.

Структура резюме:

  • информация об инициаторе проекта — обязательно указать данные разрешительных документов на открытие аптеки. Более подробно о них можно прочитать в нашей статье «Какие документы нужны для открытия аптеки?»;
  • вид аптеки: аптечный пункт, киоск, магазин или производственная аптека.
  • миссия и цель открытия аптеки;
  • её конкурентные преимущества;
  • объем инвестиций и их источник — собственные средства, кредит;
  • финансовые данные — плановый годовой оборот бюджета, годовая прибыль и срок окупаемости.

На чтение резюме должно уходить не больше минуты. В нем не приводится подробный анализ, но обязательно данные, которые покажут, что проект интересен и конкурентоспособен.

Что такое представление проекта аптеки

В этом пункте надо описать миссию аптечного бизнеса, то есть те ценности и направления работы, которых будут придерживаться руководство и сотрудники компании. Именно они задают общий вектор развития бизнеса в перспективе.

Примеры ценностей фармбизнеса:

  • высокая социальная ответственность;
  • поддержание здоровья населения;
  • качественное и внимательное обслуживание;
  • доступность лекарств и фармацевтического консультирования и т. д.

На основе миссии строится цель бизнеса. Далее необходимо подробно его описать: какие услуги будет предоставлять аптека, и перечислить основные группы товаров. Например, планируются ли доставка и обслуживание льготных категорий клиентов, будут ли в ассортименте безрецептурные и рецептурные препараты, БАДы, медицинские приборы, косметические и гигиенические средства.

Анализ рынка в структуре аптечного бизнес-плана

Нужно представить аналитический обзор, как менялся российский фармрынок за последние 3-5 лет. Описать нововведения и их последствия, перечислить тенденции и перспективы развития. Обзор может быть небольшим, но важно показать, что автор проекта разбирается в бизнес-процессах и понимает, как планировать свое дело в условиях конкретного города.

Анализ конкурентов при открытии аптечной организации

В этом разделе описывают все точки, которые могут выступать конкурентами по всем видам товаров. Обзор можно представить в таблице с перечислением плюсов и минусов конкретной компании-конкурента.

Правовой анализ и технологии в бизнес-плане

Чтобы открыть аптеку, нужно отдельно перечислить, какие нормативные акты регулируют работу аптеки и какие разрешительные документы потребуются при открытии. Под технологиями подразумеваются программное оснащение и средства связи, которые потребуются.

Важность маркетингового анализа при открытии аптеки

Один из самых трудоемких разделов бизнес-плана — описание маркетинговой стратегии.

Здесь важно прописать:

  • портрет целевой аудитории. Нужно оценить покупательские предпочтения и способности, определить, есть ли особенности фармконсультирования данной категории;
  • описание локации с точки зрения маркетинга. Насколько хорошо видна вывеска, есть ли рядом парковка, далеко ли от остановки, в каком районе находится аптека (деловой или спальный);
  • рекламные стратегии. Какие виды рекламы будут задействованы в продвижении;
  • программы лояльности.

В разделе можно прописать стратегии маркетинга и продаж. Также указать, на что сделать упор при продвижении аптеки на рынке какие средства использовать в оффлайн- и онлайн-среде.

Бюджет и финансовый анализ

В разделе нужно прописать сумму стартового капитала, основные затраты при открытии аптеки, а также косвенные и прямые ежемесячные расходы.

Основные затраты:

  • пошлины и взносы на оформление разрешительных документов;
  • ремонт помещения;
  • торговое и складское оборудование;
  • мебель;
  • холодильники;
  • кассовое оборудование;
  • компьютеры и оргтехника;
  • программное обеспечение;
  • внешнее и внутреннее оформление аптеки;
  • охранная сигнализация.

Прямые ежемесячные затраты:

  • закупка товаров;
  • аренда помещения;
  • коммунальные платежи;
  • зарплата персоналу;
  • охранные услуги;
  • налоговые платежи;
  • расходные материалы.

Косвенные ежемесячные затраты:

  • аутсорсинг;
  • реклама;
  • транспорт;
  • содержание склада;
  • непредвиденные расходы.

В этом же разделе нужно привести сумму среднего чека и составить финансовый прогноз на один-два года, посчитать прибыль и окупаемость проекта. Конкретные цифры зависят от региона. В разных источниках указывают сумму стартового капитала от 500 000 до нескольких миллионов. Окупаемость — через 1-2 года.

Анализ рисков в структуре бизнес-плана аптеки

В этом разделе указывают, с какими трудностями может столкнуться владелец бизнеса.

К наиболее распространенным относятся:

  • колебание курса валют;
  • изменение законодательства;
  • снижение платежеспособности населения;
  • увеличение конкуренции.

В некоторых вариантах бизнес-плана раздел с рисками может заменить SWOT-анализ. Это оценка внутренней среды аптеки с точки зрения ее достоинств и недостатков, а также внешней среды с позиции возможностей и опасностей для бизнеса.

Пример SWOT-анализа представлен в таблице.

Преимущества

  • Большой ассортимент товаров;
  • Местоположение с высокой проходимостью;
  • Высококвалифицированный персонал.

Недостатки

  • Ограничение торговой площади;
  • Высокая нагрузка на персонал.

Возможности

  • Открытие рядом с аптекой супермаркета;
  • Повышение спроса на фармконсультирование;
  • Отсутствие конкурентов в радиусе трех км.

Опасности = риски, которые перечислили выше

Более подробно особенности проведения SWOT-анализа мы расписали в статье «Конкурентоспособность аптек».

Разделы бизнес-плана могут меняться и дополняться. Главное, чтобы в результате получилось исчерпывающее описание бизнеса. Оно не только должно показывать потенциальному инвестору, что автор проекта разбирается в деле, но и быть руководством по открытию аптеки, выстраивать общую стратегию и понимание, как, что и в какой последовательности делать.

Источники

Проверь знания по статье

Другие статьи по теме «Управление аптекой»

Смотреть все

Мы в Telegram

Присоединяйтесь и станьте частью нашего сообщества!

Перейти

Комментарии

Количество комментариев 15

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

  • Наталья Ш. Планета здоровья

    Спасибо за информацию.

  • Людмила Ж. Эркафарм

    Спасибо!

  • Ирина Д. ВИТАМЕД (КРАСНОЯРСК)

    спасибо

  • Анастасия Д. ФК КАЛИНА (АБАКАН)

    Спасибо за информацию

  • Антонина К. Эркафарм

    очень интересно

  • Елена Д. ГУП Башфармация

    Благодарю! Интересно.

  • Лариса С. РИТМ (БРЯНСК)

    Спасибо

  • Виталина К. Эксперт комьюнити Аптека ИП

    спасибо за информацию

  • Анна Ш. САФФАРМ_ООО С-Фарм "

    Спасибо!

  • Ольга Д. АНТЕЙ (ВОЛОГДА)

    Спасибо

  • Валентина С. Максавит

    спасибо

  • Алина М. Максавит

    хорошая статья

  • Елена М. С.О.Ц. Аптека

    спасибо

  • Ольга Б. Доктор Столетов ООО "Эркафарм Краснодар"

    Спасибо!

  • Тамара Д. ФИТОФАРМ

    Спасибо

Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров