По данным DSM Group, 2021 год был богат на нововведения, изменившие структуру фармацевтического рынка. Прежде всего, это продолжающаяся пандемия и вакцинация от Covid-19, а также разрешение на онлайн-торговлю безрецептурными препаратами. В связи с этим на рынке появилось всего 541 новая аптека. Это самый низкий показатель с 2013 года. Тем не менее эксперты все равно считают фармрынок одним из самых устойчивых, потому что потребность в лекарствах у населения будет всегда.
В статье приведем типовую структуру бизнес-плана для открытия аптеки с нуля. Расскажем, как его составить, на что обратить внимание с учетом специфики отрасли и приведем примеры.
Содержание
- С чего начать аптечный бизнес
- Обязательные пункты бизнес-плана аптечной организации
- Резюме бизнес-плана аптеки
- Что такое представление проекта аптеки
- Анализ рынка в структуре аптечного бизнес-плана
- Анализ конкурентов при открытии аптечной организации
- Правовой анализ и технологии в бизнес-плане
- Важность маркетингового анализа при открытии аптеки
- Бюджет и финансовый анализ
- Анализ рисков в структуре бизнес-плана аптеки
С чего начать аптечный бизнес
Любой бизнес начинается с изучения рынка и планирования. При этом вопросы «как открыть аптеку с нуля» и «как составить бизнес-план аптеки» раскрывают разные аспекты процесса. Остановимся на втором, потому что именно от качества подготовки плана зависит, захотят ли инвесторы и банки финансировать проект.
Обязательные пункты бизнес-плана аптечной организации
Двух одинаковых успешных бизнесов не бывает, поэтому и идентичных бизнес-планов тоже нет. Однако типовую структуру представить можно.
Резюме бизнес-плана аптеки
План всегда начинается с резюме, но оно пишется последним, потому что содержит основные выводы по проекту. Задача раздела — заинтересовать в нем инвестора.
Структура резюме:
- информация об инициаторе проекта — обязательно указать данные разрешительных документов на открытие аптеки. Более подробно о них можно прочитать в нашей статье «Какие документы нужны для открытия аптеки?»;
- вид аптеки: аптечный пункт, киоск, магазин или производственная аптека.
- миссия и цель открытия аптеки;
- её конкурентные преимущества;
- объем инвестиций и их источник — собственные средства, кредит;
- финансовые данные — плановый годовой оборот бюджета, годовая прибыль и срок окупаемости.
На чтение резюме должно уходить не больше минуты. В нем не приводится подробный анализ, но обязательно данные, которые покажут, что проект интересен и конкурентоспособен.
Что такое представление проекта аптеки
В этом пункте надо описать миссию аптечного бизнеса, то есть те ценности и направления работы, которых будут придерживаться руководство и сотрудники компании. Именно они задают общий вектор развития бизнеса в перспективе.
Примеры ценностей фармбизнеса:
- высокая социальная ответственность;
- поддержание здоровья населения;
- качественное и внимательное обслуживание;
- доступность лекарств и фармацевтического консультирования и т. д.
На основе миссии строится цель бизнеса. Далее необходимо подробно его описать: какие услуги будет предоставлять аптека, и перечислить основные группы товаров. Например, планируются ли доставка и обслуживание льготных категорий клиентов, будут ли в ассортименте безрецептурные и рецептурные препараты, БАДы, медицинские приборы, косметические и гигиенические средства.
Анализ рынка в структуре аптечного бизнес-плана
Нужно представить аналитический обзор, как менялся российский фармрынок за последние 3-5 лет. Описать нововведения и их последствия, перечислить тенденции и перспективы развития. Обзор может быть небольшим, но важно показать, что автор проекта разбирается в бизнес-процессах и понимает, как планировать свое дело в условиях конкретного города.
Анализ конкурентов при открытии аптечной организации
В этом разделе описывают все точки, которые могут выступать конкурентами по всем видам товаров. Обзор можно представить в таблице с перечислением плюсов и минусов конкретной компании-конкурента.
Правовой анализ и технологии в бизнес-плане
Чтобы открыть аптеку, нужно отдельно перечислить, какие нормативные акты регулируют работу аптеки и какие разрешительные документы потребуются при открытии. Под технологиями подразумеваются программное оснащение и средства связи, которые потребуются.
Важность маркетингового анализа при открытии аптеки
Один из самых трудоемких разделов бизнес-плана — описание маркетинговой стратегии.
Здесь важно прописать:
- портрет целевой аудитории. Нужно оценить покупательские предпочтения и способности, определить, есть ли особенности фармконсультирования данной категории;
- описание локации с точки зрения маркетинга. Насколько хорошо видна вывеска, есть ли рядом парковка, далеко ли от остановки, в каком районе находится аптека (деловой или спальный);
- рекламные стратегии. Какие виды рекламы будут задействованы в продвижении;
- программы лояльности.
В разделе можно прописать стратегии маркетинга и продаж. Также указать, на что сделать упор при продвижении аптеки на рынке какие средства использовать в оффлайн- и онлайн-среде.
Бюджет и финансовый анализ
В разделе нужно прописать сумму стартового капитала, основные затраты при открытии аптеки, а также косвенные и прямые ежемесячные расходы.
Основные затраты:
- пошлины и взносы на оформление разрешительных документов;
- ремонт помещения;
- торговое и складское оборудование;
- мебель;
- холодильники;
- кассовое оборудование;
- компьютеры и оргтехника;
- программное обеспечение;
- внешнее и внутреннее оформление аптеки;
- охранная сигнализация.
Прямые ежемесячные затраты:
- закупка товаров;
- аренда помещения;
- коммунальные платежи;
- зарплата персоналу;
- охранные услуги;
- налоговые платежи;
- расходные материалы.
Косвенные ежемесячные затраты:
- аутсорсинг;
- реклама;
- транспорт;
- содержание склада;
- непредвиденные расходы.
В этом же разделе нужно привести сумму среднего чека и составить финансовый прогноз на один-два года, посчитать прибыль и окупаемость проекта. Конкретные цифры зависят от региона. В разных источниках указывают сумму стартового капитала от 500 000 до нескольких миллионов. Окупаемость — через 1-2 года.
Анализ рисков в структуре бизнес-плана аптеки
В этом разделе указывают, с какими трудностями может столкнуться владелец бизнеса.
К наиболее распространенным относятся:
- колебание курса валют;
- изменение законодательства;
- снижение платежеспособности населения;
- увеличение конкуренции.
В некоторых вариантах бизнес-плана раздел с рисками может заменить SWOT-анализ. Это оценка внутренней среды аптеки с точки зрения ее достоинств и недостатков, а также внешней среды с позиции возможностей и опасностей для бизнеса.
Пример SWOT-анализа представлен в таблице.
Преимущества
|
Недостатки
|
Возможности
|
Опасности = риски, которые перечислили выше |
Более подробно особенности проведения SWOT-анализа мы расписали в статье «Конкурентоспособность аптек».
Разделы бизнес-плана могут меняться и дополняться. Главное, чтобы в результате получилось исчерпывающее описание бизнеса. Оно не только должно показывать потенциальному инвестору, что автор проекта разбирается в деле, но и быть руководством по открытию аптеки, выстраивать общую стратегию и понимание, как, что и в какой последовательности делать.
Источники
- Пушкарев О. Н, Евстратов А. В. «Оптимизация структуры аптечной сети»;
- Статья: Бизнес-план аптеки.
Проверь знания по статье
Другие статьи по теме «Управление аптекой»
Смотреть всеКомментарии
Количество комментариев 15
-
Наталья Ш. Планета здоровья
Спасибо за информацию.
-
Людмила Ж. Эркафарм
Спасибо!
-
Ирина Д. ВИТАМЕД (КРАСНОЯРСК)
спасибо
-
Анастасия Д. ФК КАЛИНА (АБАКАН)
Спасибо за информацию
-
Антонина К. Эркафарм
очень интересно
-
Елена Д. ГУП Башфармация
Благодарю! Интересно.
-
Лариса С. РИТМ (БРЯНСК)
Спасибо
-
Виталина К. Эксперт комьюнити Аптека ИП
спасибо за информацию
-
Анна Ш. САФФАРМ_ООО С-Фарм "
Спасибо!
-
Ольга Д. АНТЕЙ (ВОЛОГДА)
Спасибо
-
Валентина С. Максавит
спасибо
-
Алина М. Максавит
хорошая статья
-
Елена М. С.О.Ц. Аптека
спасибо
-
Ольга Б. Доктор Столетов ООО "Эркафарм Краснодар"
Спасибо!
-
Тамара Д. ФИТОФАРМ
Спасибо
Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.