Все статьи

Организационная структура аптечной сети

Теги статьи Управление аптекой

10 747

29.09.2022

Одна из характеристик современного фармацевтического рынка — консолидация аптек под одним руководством. Благодаря объединению появляются новые отраслевые лидеры и укрепляют позиции мелкорозничные сети.

Организационная структура сетевых компаний отличается от единичных фирм. В статье мы расскажем, как она организована и в чем заключается специфика сетевого менеджмента.

Содержание

Организационная структура сети аптек

Большинство сетевых аптек устроены по принципу линейно-функционального управления. Это тип организационной структуры, где отделы делятся на линейные, в которых ставят стратегические задачи, и функциональные, занятые выполнением задач в рамках своей компетенции.

Линейно-функциональная структура считается традиционной. Она доказала свою эффективность в управлении как небольшими предприятиями, где работает несколько десятков человек, так и в управлении многотысячными компаниями.

Схема структуры управления аптечной сетью представлена на рисунке.

Количество и названия отделов могут меняться для конкретных организаций. Из схемы важно понять, как функционирует сеть. Решения принимаются централизованно, на местах лишь обеспечивают их выполнение.

С одной стороны такая организационная структура управления проста и понятна. У отделов есть четкое понимание, обязанностей и иерархии подчинения. Местным руководителям легко контролировать выполнение основных задач и отчитываться перед главным руководством.

С другой — менеджеры высшего уровня обычно перегружены отчетами и задачами, поэтому решение по многим вопросам принимаются долго. Ошибки сотрудников на верхних звеньях управления приводят к сбоям всей цепочки.

Специфика управления аптечной сетью

Об отличительных преимуществах сетевых аптек можно почитать в нашей статье «Сетевые аптеки». Они эффективны с точки зрения ресурсов, рекламы, разработки корпоративной культуры и поддержки персонала. Но с позиции управления у сетей есть ряд сложностей:

  1. Решения принимаются медленно, потому что их нужно согласовать на всех уровнях. Если идеи исходят от персонала, они вообще могут не дойти до руководства. В единичной фирме или небольших аптечных сетях провизор может поделиться наблюдениями и предложениями по ассортименту или улучшению качества работы. Открытость и доступность управленческих отделов обеспечивает не только рыночную гибкость организации, но и мотивирует персонал, повышает его лояльность к компании.
  2. Крупные сети обычно принимают глобальные решения, поэтому медленно реагируют на локальные потребности конкретной точки. Например, единичной аптеке проще организовать службу доставки, если эта услуга востребована в регионе или даже отдельном районе.
  3. В малом бизнесе планирование ассортимента более гибкое. Иногда в этом помогают сами первостольники, которые общаются с покупателями и знают их потребности. Фармацевты обычно учитывают нужды постоянных покупателей и идут им навстречу в планировании закупок. Индивидуальный подход однозначно повышает лояльность покупателей к аптеке.
  4. Несмотря на то, что в больших сетевых организациях особое внимание уделяют развитию корпоративной культуры, ее разделение, а также понимание миссии компании и принятие ценностей выше в единичных и мелкосетевых аптеках.

Безусловно, в условиях нестабильной экономики и кризисов крупные сети более жизнеспособны. Но с точки зрения управления у единичных аптек и малых сетей тоже есть потенциал. Главное, чтобы руководство использовало перечисленные преимущества и быстро реагировало на изменения.

Аутсорсинг в управлении сетью аптек

Выполнение многих задач владельцы бизнеса сейчас передают на аутсорсинг, то есть на основании договора перепоручают сторонним профильным фирмам. Тенденция характерна и для сетевого аптечного бизнеса.

На аутсорсинг передают следующие задачи:

  • юридическое и IT-сопровождение бизнеса;
  • маркетинг;
  • складскую и транспортную логистику;
  • управление персоналом;
  • бухгалтерский и финансовый учет.

Чтобы понять, какие процессы можно вынести на аутсорсинг, руководство должно провести анализ конкурентных преимуществ, то есть оценить, как решение повлияет на конкурентоспособность сети. Также нужно проанализировать рынок аутсорсинговых услуг и посчитать затраты. Только после этого можно говорить о привлечении сторонних фирм к бизнес-процессам.

Источники

Проверь знания по статье

Другие статьи по теме «Управление аптекой»

Смотреть все

Мы в Telegram

Присоединяйтесь и станьте частью нашего сообщества!

Перейти

Комментарии

Количество комментариев 14

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

  • Наталья Ш. Планета здоровья

    Спасибо за информацию.

  • Антонина К. Эркафарм

    Спасибо. Интересно

  • Мария П. Юг фарма плюс

    Спасибо

  • Анна З. ООО здоровье

    спасибо

  • Людмила Ж. Эркафарм

    Спасибо !

  • Татьяна З. ООО "Эркафарм Поволжье"

    Спасибо!

  • Ирина Д. ВИТАМЕД (КРАСНОЯРСК)

    спасибо

  • Елена М. С.О.Ц. Аптека

    спасибо

  • Виталина К. Эксперт комьюнити Аптека ИП

    спасибо за информацию

  • Елена Д. ГУП Башфармация

    Спасибо!

  • Ольга Б. Доктор Столетов ООО "Эркафарм Краснодар"

    Спасибо!

  • Лариса С. РИТМ (БРЯНСК)

    Спасибо

  • Елена Ч. ГБУЗ СОКЦ СПИД

    Спасибо

  • Валентина С. Максавит

    спасибо

Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров