Больничная аптека
Для организации правильной работы больничной аптеки необходимо разбираться со всех законодательных требованиях, предъявляемых к ее деятельности. В статье мы рассмотрели основные правовые нормы, требования в штату больничной аптеки и принципы назначения и выписки лекарственных препаратов.
Приоритетной задачей фармацевтической службы является повышение качества лекарственного обеспечения. От того, как отрегулирована деятельность лекарственного обращения, зависит его качество. К обращению ЛС относят: их изготовление, хранение, отпуск, применение и уничтожение (ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»).
Медицинская организация (больница) является субъектом обращения лекарственных средств.
Больничные (межбольничные, муниципальные) аптеки не занимаются реализацией лекарственных средств населению. В их задачи входит:
- Обеспечение ЛПУ медикаментами, товарами аптечного ассортимента;
- Выявление потребности в них в соответствии с профилем и спецификой работы прикрепленных ЛПУ;
- Систематическое информирование медицинского персонала о лекарственных средствах.
Регламент деятельности больничных аптек включает в себя:
- Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
- Положение о межбольничной, больничной (х/р) аптеки утверждено приказом МЗ СССР № 758 от 23.06.1983 г. "О положении и штатах хозрасчетных межбольничных (больничных) аптек
- Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности
- Приказе Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» и другие.
Согласно законодательной базе, радиус обслуживания ЛПУ такой аптеки не должен превышать 5 км. Эти аптеки выполняют несколько функций: производственная, снабженческая и финансово-хозяйственная.
Межбольничная аптека организуется для лекарственного обеспечения одного ЛПУ с общим числом коек не менее 500
Размещение и оборудование аптек
В зависимости от специфики, в составе площади больничной аптеки предусмотрены следующие помещения:
- Экспедиционная комната — для комплектации упаковки и отправки заказов.;
- Асептический блок.
- Помещение вторичного контроля лекарств после стерилизации, оформление и хранение.
- Дезинфекционная, дефектарская комнаты.
Штат больничных аптек
Положение о межбольничной, больничной (х/р) аптеки утверждено приказом МЗ СССР № 758 от 23.06.1983 г. «О положении и штатах хозрасчетных межбольничных (больничных) аптек» регламентирует типовые штаты и штатные нормативы.
Типовые штаты — наименование должностей, их количество в зависимости от показателей (количество и профиль стационарных коек), характеризующие объем работы — установлены для административно-управленческого персонала (Приказ МЗ РФ № 165 от 22.05.2001 г. «Штатные нормативы служащих и рабочих учреждений здравоохранения»).
Штатные нормативы остального персонала (число и профиль обслуживаемых коек, объем отпуска медтоваров подразделениям, не имеющим стационарных коек, число обслуживаемых сотрудников, группа аптеки, площадь, подлежащая уборке).
Выделяют:
- Провизорский персонал:
- провизор-технолог для приема накладных требований, контроля качества и отпуска медикаментов, информирования о ЛС;
- провизор-технолога для изготовления лекарств по наиболее распространенным прописям, концентрированных растворов и полуфабрикатов, пополнения запасов медикаментов;
- провизор-аналитик.
- Средний фармацевтический персонал:
- фармацевт по изготовлению лекарств;
- фармацевт по написанию этикеток.
- Вспомогательный персонал:
- фасовщик
- санитарка-мойщица.
- Хозяйственно-обслуживающий персонал.
В штатное расписание могут вводиться 0,25; 0,5; 0,75 или целые должности.
Обязанности фармацевтов и провизоров в больничной аптеке зависят от должности, которую они занимают.
Порядок назначения и выписки ЛС
ЛПУ вправе приобретать ЛС и ИМН только для текущих надобностей. Порядок выписывания и отпуска регламентируется:
- Минздравсоцразвития РФ № 110 от 12.02.2007 г. «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания»;
- МЗ СССР № 747 от 01.06.87 «Об утверждении инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в ЛПУ, состоящих на госбюджете».
- МЗ СССР № 1325 от 17.11.83 «Об утверждении инструкции по ведению первичного учета и составлению отчетности в аптеках, состоящих на централизованном учете».
- МЗ СССР № 14 от 08.01.88 «Об утверждении специализированных (внутриведомственных) форм первичного бух. учета для х/р аптечных учреждений».
- Методические рекомендации № 98/124 от 14.05.98 «Первичный учет в аптеках».
Все ЛПУ выписывают ЛС по требованиям-накладным. Такой документ выписывается каждым отделением (кабинетом) отдельно. На препараты общего списка и перевязочные средства товарные накладные выписываются в 3-х экземплярах. На их основании аптекой выписывается счет в 4-х экземплярах.
Первый и четвертый экземпляры счета вместе с экземпляром товарной накладной передается представителю ЛПУ для оплаты. Второй экземпляр счета и экземпляр товарной накладной прилагаются к отчету материально-ответственного лица. По третьему экземпляру счета и экземпляру товарной накладной осуществляется отпуск медицинских товаров.
Дописывание лекарственных средств в уже созданную товарную накладную запрещено, следует выписывать новую. В конце каждой указывается сумма всех отпущенных медикаментов прописью в розничных ценах.
В требовании обязательно указание отделения или кабинета ЛПУ.
Срок хранения требований на учетные препараты — 5 лет (в аптеках).
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.