Ненавязчивые продажи — возможно ли это?
— «Это очень выгодное предложение!»
— «Выгодное — кому, Вам?»
Каждый сотрудник аптеки знает и соблюдает основные этапы продаж. На практике, при продажах могут использоваться как традиционные, так и активные, другие различные техники и технологии продаж, чаще всего — их сочетания. Нередко могут быть ситуации, когда нарушается баланс в диалоге с покупателем и возникает эффект «навязывания товара». Из-за этого покупатель чувствует, что его принуждают к покупке, и в большинстве случаев отказывается от нее. Ситуация недопустимая, т.к. покупатель будет недоволен, уйдет без покупки и повторно не обратится. Работник аптеки также будет не удовлетворен своей работой, а аптека потеряет возможный доход.
Что нужно держать в голове при общении с покупателем?
Во-первых, следует помнить, что согласно ст. 16 ФЗ «О защите прав потребителей» продавец не имеет право навязывать покупателю дополнительный товар или услугу, которые выступают в качестве дополнения к приобретаемым покупателем товарам. И основными правами потребителя является свободный выбор, отсутствие принуждения (свободного, косвенного) и исключение навязывания услуги (товара).
Во-вторых, как и в любом другом вопросе, здесь важна золотая середина. Чтобы клиент сам, без давления, принял решение о покупке, следует тонко подойти к этому вопросу и уделить максимальное внимание первым трем этапам продаж: подготовке, установлению контакта и, особенно, выявлению потребностей.
Основным фактором, ощущаемым как давление со стороны продавца, является слишком большое внимание презентации продукта, без выявления истинных потребностей покупателя. Поэтому при общении с клиентом аптеки, учитывая специфику его обращения, важен неформальный подход и умение провизоров или фармацевтов задавать «продающие» вопросы. Они не только помогут выявить потребности клиента, но и создадут благоприятный психологический фон и предупредят возможные возражения с его стороны.
Например, не что конкретно ему нужно, а что его беспокоит:
- «Уточните, пожалуйста, какая у вас проблема?»
Если обратились с конкретной проблемой:
- «Как давно вас это беспокоит?»
- «Какие препараты уже использовали?»
- «Что вы принимаете для защиты микрофлоры кишечника?»
- «Какие витамины вы принимаете для выздоровления?»
Даже если клиент обратился с запросом на препарат, необходимо задать пару уточняющих вопросов, т.к. высока вероятность, что вы сможете предложить ему более подходящий вариант.
На данном этапе, психологи советуют также применять активное слушание — не перебивать клиента, а лишь задавать уточняющие вопросы. Через невербальные сигналы (взгляд, мимика, жесты и др.) необходимо транслировать ему желание помочь. Это значит:
- не вторгаться в его личное пространство;
- держать оптимальную дистанцию (не ближе 120 см);
- быть в открытой позе — руки и ноги не должны быть перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника и ладони несколько развернуты к клиенту.
Для подбора индивидуальной, естественной позы можно мысленно себе сказать «Я настроена на клиента, мне интересно и важно услышать его мнение и я искренне хочу помочь ему в решении его проблем» — и тело само выберет для себя наиболее удобную позу.
В результате, отвечая на ваши вопросы, клиент сам себя убедит в необходимости ему данного товара. И, решив свои проблемы со здоровьем, пополнит ряды ваших благодарных постоянных клиентов.
Также, рекомендуем дополнительно ознакомиться с обучающими материалами портала IQ Provision на эту тему:
Подготовка к продаже и установление контакта
Как обеспечить результат и выполнить план продаж
Презентация в продажах, или как помочь клиенту влюбиться в товар
Какие навыки и компетенции помогут делать хорошие продажи в аптеке?
Лайки и поделиться
Комментарии
Количество комментариев 14
Минзаля Г. АНМО "Уфимский Хоспис"
При отпуске лекарственных средств просто объясните что и для чего, не навязывайте БАДы в личных интересах, будьте честны в первую очередь, с собой.
Тамара Д. ФИТОФАРМ
Спасибо за информацию.
Анна М. Максавит
СПАСИБО
Ирина Д. ВИТАМЕД (КРАСНОЯРСК)
спасибо
Вера Я. ВИТАМЕД (КРАСНОЯРСК)
спасибо
Валентина С. Максавит
спасибо
Елена Д. ГУП Башфармация
Спасибо
Елена Ч. ГБУЗ СОКЦ СПИД
Спасибо 🙏
Наталья Ш. Планета здоровья
спасибо.
Виталина К.
Эксперт комьюнити Аптека ИП
спасибо за информацию
Елена М. С.О.Ц. Аптека
отлично
Анна З. ООО здоровье
класс
Антонина К. Мелодия здоровья
Спасибю
Лариса С. РИТМ (БРЯНСК)
Спасибо.
Другие вопросы по теме
Смотреть все-
Отвечает Гетман
НатальяКак найти общий язык с конфликтным покупателем в аптеке?
-
Отвечает Немушева
ОксанаПокупатель задал вопрос: «Чем отличается спрей от аэрозоля?» Как правильно ему отвечать?
-
Отвечает Гавриш
ИгорьКаким должен быть алгоритм действий фармацевта при отпуске железосодержащих препаратов?
-
Отвечает Дурова
ЕленаКакой документ запрещает пользоваться туалетом посетителям?
-
Отвечает Лазарева
МаринаОбязан ли фармацевт измерить давление посетителю, если в помещении есть столик с тонометром общего пользования?
-
Отвечает Проскурина
ОльгаПокупатель в аптеке требует вернуть деньги за подарочный сертификат, купленный на сайте аптеки. Вправе ли фармацевт отдать ему деньги или сертификаты, как и лекарства, обмену не подлежат?
-
Отвечает Петровская
ВикторияОбязан ли фармацевт оказывать мед. помощь больному по обработке раны и за чей счёт?
-
Отвечает Орехова
ЛюбовьВо время конфликта покупатель потребовал показать ему мой паспорт и профессиональный диплом. Обязана ли я предоставлять и показывать свои документы?
Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.