Ненавязчивые продажи — возможно ли это?
— «Это очень выгодное предложение!»
— «Выгодное — кому, Вам?»
Каждый сотрудник аптеки знает и соблюдает основные этапы продаж. На практике, при продажах могут использоваться как традиционные, так и активные, другие различные техники и технологии продаж, чаще всего — их сочетания. Нередко могут быть ситуации, когда нарушается баланс в диалоге с покупателем и возникает эффект «навязывания товара». Из-за этого покупатель чувствует, что его принуждают к покупке, и в большинстве случаев отказывается от нее. Ситуация недопустимая, т.к. покупатель будет недоволен, уйдет без покупки и повторно не обратится. Работник аптеки также будет не удовлетворен своей работой, а аптека потеряет возможный доход.
Что нужно держать в голове при общении с покупателем?
Во-первых, следует помнить, что согласно ст. 16 ФЗ «О защите прав потребителей» продавец не имеет право навязывать покупателю дополнительный товар или услугу, которые выступают в качестве дополнения к приобретаемым покупателем товарам. И основными правами потребителя является свободный выбор, отсутствие принуждения (свободного, косвенного) и исключение навязывания услуги (товара).
Во-вторых, как и в любом другом вопросе, здесь важна золотая середина. Чтобы клиент сам, без давления, принял решение о покупке, следует тонко подойти к этому вопросу и уделить максимальное внимание первым трем этапам продаж: подготовке, установлению контакта и, особенно, выявлению потребностей.
Основным фактором, ощущаемым как давление со стороны продавца, является слишком большое внимание презентации продукта, без выявления истинных потребностей покупателя. Поэтому при общении с клиентом аптеки, учитывая специфику его обращения, важен неформальный подход и умение провизоров или фармацевтов задавать «продающие» вопросы. Они не только помогут выявить потребности клиента, но и создадут благоприятный психологический фон и предупредят возможные возражения с его стороны.
Например, не что конкретно ему нужно, а что его беспокоит:
- «Уточните, пожалуйста, какая у вас проблема?»
Если обратились с конкретной проблемой:
- «Как давно вас это беспокоит?»
- «Какие препараты уже использовали?»
- «Что вы принимаете для защиты микрофлоры кишечника?»
- «Какие витамины вы принимаете для выздоровления?»
Даже если клиент обратился с запросом на препарат, необходимо задать пару уточняющих вопросов, т.к. высока вероятность, что вы сможете предложить ему более подходящий вариант.
На данном этапе, психологи советуют также применять активное слушание — не перебивать клиента, а лишь задавать уточняющие вопросы. Через невербальные сигналы (взгляд, мимика, жесты и др.) необходимо транслировать ему желание помочь. Это значит:
- не вторгаться в его личное пространство;
- держать оптимальную дистанцию (не ближе 120 см);
- быть в открытой позе — руки и ноги не должны быть перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника и ладони несколько развернуты к клиенту.
Для подбора индивидуальной, естественной позы можно мысленно себе сказать «Я настроена на клиента, мне интересно и важно услышать его мнение и я искренне хочу помочь ему в решении его проблем» — и тело само выберет для себя наиболее удобную позу.
В результате, отвечая на ваши вопросы, клиент сам себя убедит в необходимости ему данного товара. И, решив свои проблемы со здоровьем, пополнит ряды ваших благодарных постоянных клиентов.
Также, рекомендуем дополнительно ознакомиться с обучающими материалами портала IQ Provision на эту тему:
Подготовка к продаже и установление контакта
Как обеспечить результат и выполнить план продаж
Презентация в продажах, или как помочь клиенту влюбиться в товар
Какие навыки и компетенции помогут делать хорошие продажи в аптеке?
Лайки и поделиться
Комментарии
Количество комментариев 14
-
Минзаля Г. АНМО "Уфимский Хоспис"
При отпуске лекарственных средств просто объясните что и для чего, не навязывайте БАДы в личных интересах, будьте честны в первую очередь, с собой.
-
Тамара Д. ФИТОФАРМ
Спасибо за информацию.
-
Анна М. Максавит
СПАСИБО
-
Ирина Д. ВИТАМЕД (КРАСНОЯРСК)
спасибо
-
Вера Я. ВИТАМЕД (КРАСНОЯРСК)
спасибо
-
Валентина С. Максавит
спасибо
-
Елена Д. ГУП Башфармация
Спасибо
-
Елена Ч. ГБУЗ СОКЦ СПИД
Спасибо 🙏
-
Наталья Ш. Планета здоровья
спасибо.
-
Виталина К. Эксперт комьюнити Аптека ИП
спасибо за информацию
-
Елена М. С.О.Ц. Аптека
отлично
-
Анна З. ООО здоровье
класс
-
Антонина К. Эркафарм
Спасибю
-
Лариса С. РИТМ (БРЯНСК)
Спасибо.
Другие вопросы по теме
Смотреть все-
Отвечает Гетман
НатальяКак найти общий язык с конфликтным покупателем в аптеке?
-
Отвечает Немушева
ОксанаПокупатель задал вопрос: «Чем отличается спрей от аэрозоля?» Как правильно ему отвечать?
-
Отвечает Гавриш
ИгорьКаким должен быть алгоритм действий фармацевта при отпуске железосодержащих препаратов?
-
Отвечает Дурова
ЕленаКакой документ запрещает пользоваться туалетом посетителям?
-
Отвечает Лазарева
МаринаОбязан ли фармацевт измерить давление посетителю, если в помещении есть столик с тонометром общего пользования?
-
Отвечает Проскурина
ОльгаПокупатель в аптеке требует вернуть деньги за подарочный сертификат, купленный на сайте аптеки. Вправе ли фармацевт отдать ему деньги или сертификаты, как и лекарства, обмену не подлежат?
-
Отвечает Паряева
ВикторияОбязан ли фармацевт оказывать мед. помощь больному по обработке раны и за чей счёт?
Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.