Задачи и функции аптечного склада
Для приема и хранения медицинского оборудования и лекарственных препаратов используется аптечный склад. В статье мы рассмотрели основные задачи склада, требования к помещению и оборудованию.
Содержание
Документы
Аптечный (фармацевтический) склад — помещение для приема, размещения и хранения лекарственных препаратов и медицинского оборудования, изолированное от других помещений и имеющее собственный вход, подъездную площадку и зону для разгрузки товара.
При организации фармацевтического склада необходимо ориентироваться на положения Приказа Министерства здравоохранения РФ № 646н «Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения» от 31 августа 2016 г. Этот документ содержит основные требования к складским помещениям, которые позволяют создать правильные и безопасные условия для размещения лекарственных препаратов и товаров медицинского применения.
Ранее все требования, предъявляемые к деятельности аптечного склада, регулировал Приказ Минздрава РФ от 13.11.1996 № 377 «Об утверждении Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения». На сегодняшний день он прекратил свое действие.
Задачи и функции аптечного склада
Основные задачи склада предполагают прием, хранение и отпуск фармацевтических товаров аптекам и производственным предприятиям.
К основным функциям относится приемка и распределение лекарственных препаратов и медицинского оборудования по местам хранения с учетом условий и способов размещения отдельных групп товаров, проверка сопроводительных документов, прием заказов от аптек и других учреждений или фармацевтических предприятий.
Руководитель компании несёт ответственность за соблюдение требований по организации работы аптечного склада сотрудниками, работающими с хранением и реализацией товаров. Для этого он утверждает стандартные операционные процедуры (СОП), которые определяют действия персонала при размещении лекарств, порядок проверки и обслуживания оборудования и приборов на территории склада, принципы составления отчётов и ведения записей, регламент приемки и размещения лекарственных препаратов.
Если СОП не наделяет сотрудника правом на доступ в зону хранения товаров аптечного ассортимента, такой работник не должен допускаться на склад.
Требования к помещению склада
Аптечный склад должен иметь достаточный размер для безопасного раздельного хранения лекарств в соответствии с инструкциями производителя. При этом следует обеспечить защиту помещений от проникновения насекомых и животных, в том числе грызунов.
Приказ РФ № 646н определяет минимальную площадь для помещений в размере не менее 150 м². Он же требует разделить помещения на следующие зоны:
- приемки лекарств;
- экспедиции;
- основного размещения;
- хранения в специальных условиях;
- хранения недоброкачественных и фальсифицированных препаратов;
- карантинного размещения.
В них необходимо предусмотреть достаточное освещение, поддерживать уровень влажности и температурный режим в соответствии с регистрационным досье или инструкцией по применению лекарственных препаратов. Для контроля за условиями хранения на складе следует проводить оценку распределения температуры в помещениях при помощи специального оборудования. Результаты оценки температурного режима следует ежедневно фиксировать в соответствующем журнале, который хранится в аптеке на протяжении двух лет.
Гигиенические требования к фармацевтическому складу определяют необходимость использовать отделочные материалы, устойчивые к воздействию влаги и не подверженные накоплению пыли. Это снижает уровень загрязнения пространства и позволяет регулярно убирать помещения.
Оборудование
Складские помещения аптеки должны быть оснащены системой вентиляции и кондиционирования, системой контроля доступа, пожарной и охранной сигнализацией, холодильными камерами, термогигрометрами и другим оборудованием для контроля уровня влажности и температуры.
Для хранения лекарственных препаратов, товаров медицинского применения и другой фармацевтической продукции можно использовать шкафы или стеллажи. Они обязательно должны иметь маркировку и стеллажные карты, расположенные в зоне видимости сотрудников. Персонал должен иметь возможность быстро идентифицировать препараты в соответствии с используемой в аптеке системой учёта. Вместо стеллажных карт можно использовать электронные системы для обработки информации.
Особое внимание следует уделить обеспечению правильных условий хранения лекарств, которые подлежат предметно-количественному учету, или содержат сильнодействующие и ядовитые компоненты, являются психотропными или наркотическими.
В первом случае на аптечному складе необходимо установить деревянные или металлические шкафы, которые в конце рабочего дня будут опечатаны или опломбированы. Для создания условий хранения психотропных или наркотических препаратов, лекарств с ядовитыми и сильнодействующими компонентами необходимо оборудовать помещения инженерными и техническими средствами охраны, исключающими риск кражи.
Особенности хранения медицинских изделий
В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 13 ноября 1996 г. № 377 «Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения» на аптечном складе следует предусмотреть возможность хранить товары аптечного ассортимента по следующим группам:
- пластмассовые изделия;
- резиновые изделия;
- медицинская техника;
- перевязочные средства и вспомогательные материалы.
При этом в помещениях склада, где хранятся лекарства, недопустимо хранить продукты питания и изделия из табака. Исключение — личные лекарства сотрудников аптеки или питьевая вода.
Источники:
Разъяснения к Приказу 646н
СП 2.1.3678-20: V. Санитарно-эпидемиологические требования при предоставлении услуг аптечными организациями
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.