Все статьи

Задачи и функции аптечного склада

Теги статьи Работа в аптеке

13 431

18.10.2025

Для приёма и хранения медицинского оборудования и лекарственных препаратов используется аптечный склад. В статье мы рассмотрели основные задачи склада, требования к помещению и оборудованию.

Все важные моменты статьи в одной мини-презентации

  • Требования к аптечному складу

  • Основные задачи и функции фармацевтического склада

    Ключевые функции включают приёмку, проверку качества и количества товаров аптечного ассортимента, контроль маркировки, распределение по зонам хранения и управление товарными запасами.

  • Требования к помещениям и условиям хранения

    Аптечный склад должен иметь достаточную площадь и подходящую конфигурацию, чтобы обеспечить безопасное и раздельное хранение лекарств в соответствии с требованиями производителя. Помещения или зоны склада формируются как единый изолированный блок и разделяются по функциям.

  • Оборудование и меры безопасности

    Склад оснащается холодильными камерами, термогигрометрами, охранной и пожарной сигнализацией, системой контроля доступа. Для ПКУ и наркотических препаратов предусмотрены отдельные запираемые металлические шкафы или сейфы с ограничением доступа.

Содержание

Документы

Аптечный (фармацевтический) склад — помещение или функционально объединённый блок помещений для приёма, размещения и хранения товаров аптечного ассортимента, изолированное от других помещений и имеющее собственный вход, подъездную площадку и зону для разгрузки товара.

При организации фармацевтического склада необходимо ориентироваться на положения Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 апреля 2025 г. № 260н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств для медицинского применения». Этот документ содержит основные требования к складским помещениям, которые позволяют создать правильные и безопасные условия для размещения лекарственных препаратов и товаров медицинского применения.

В Приказе Минздрава РФ от 13 ноября 1996 г. № 377 «Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения» содержатся частные случаи по хранению медицинских изделий.

Ранее действовавший Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 августа 2016 г. № 646н «Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения» утратил силу с 31.05.2025 на основании Приказа Минздрава № 191н.

Задачи и функции аптечного склада

Основные задачи склада предполагают приём, хранение и отпуск фармацевтических товаров аптекам и производственным предприятиям.

К основным функциям аптечного склада относятся:

  • проверка сопроводительных документов;
  • приёмка товаров (количественный и качественный контроль);
  • проверка статуса серии (допуск/карантин), маркировки и данных в ГИС МДЛП («Честный знак»);
  • распределение товаров аптечного ассортимента по местам хранения с учётом условий и способов размещения отдельных групп товаров.

Дополнительно на складе проводится мониторинг и регистрация температуры и влажности в помещениях, управление запасами и сроками годности, изоляцию «проблемной» продукции в карантинной зоне.

Руководитель компании несёт ответственность за соблюдение требований по организации работы аптечного склада сотрудниками, работающими с хранением и реализацией товаров. Для этого он утверждает стандартные операционные процедуры (СОП), которые определяют действия персонала при размещении лекарств, порядок проверки и обслуживания оборудования и приборов на территории склада, принципы составления отчётов и ведения записей, регламент приёмки и размещения лекарственных препаратов.

СОП — это часть системы качества работы фармацевтической организации. Стандартизация деятельности через документированные процедуры снижает риск ошибок и обеспечивает единообразие операций. Более подробно об этом мы рассказали в статье «СОПы в аптеке — что нужно знать специалистам в 2025-2026 годах».

Если СОП не наделяет сотрудника правом на доступ в зону хранения товаров аптечного ассортимента, такой работник не должен допускаться на склад.

Требования к помещению склада

Аптечный склад должен иметь достаточную площадь и подходящую конфигурацию, чтобы обеспечить безопасное и раздельное хранение лекарств в соответствии с требованиями производителя. При этом следует обеспечить защиту помещений от проникновения насекомых и животных, в том числе грызунов.

Минимальная площадь «не менее 150 м²» относится к организациям оптовой торговли лекарственными средствами. Для аптечных организаций (розница) универсальный норматив площади не установлен. Площадь определяется проектом и технологией работы.

Помещения (или зоны) склада формируются как единый изолированный блок и подразделяются по функциональному назначению на:

  • зону разгрузки товара;
  • зону приёмки (с выделенным местом для очистки тары);
  • зону основного хранения;
  • зону хранения в специальных условиях («холодовая цепь», защита от света);
  • зону карантинного хранения.

Во всех зонах необходимо предусмотреть достаточное освещение и поддерживать условия хранения в соответствии с регистрационным досье/инструкцией производителя. Если специальные условия не указаны производителем, то товары аптечного ассортимента хранят при +15...+25 °C и относительной влажности не более 65%.

Для контроля условий хранения организуется непрерывный мониторинг температуры и, при необходимости, влажности с ежедневной регистрацией показаний и архивированием записей в установленные СОП сроки. Температурное картирование применяется по результатам оценки рисков (например, при перепланировке, установке нового оборудования, изменениях теплового режима).

Гигиенические требования к фармацевтическому складу определяют необходимость использовать отделочные материалы, устойчивые к воздействию влаги и не подверженные накоплению пыли. Это снижает уровень загрязнения пространства и позволяет регулярно убирать помещения.

Обзор нарушений обязательных требований, выявляемых по результатам проверок аптечных организаций

Вебинар по теме

Оборудование

Складские помещения аптеки должны быть оснащены системой вентиляции и кондиционирования, системой контроля доступа, пожарной и охранной сигнализацией, холодильными камерами, термогигрометрами и другим оборудованием для контроля уровня влажности и температуры. Средства измерений подлежат поверке в установленные сроки, а результаты контроля ежедневно регистрируются, в том числе в электронной системе.

Для хранения лекарственных препаратов, товаров медицинского применения и другой фармацевтической продукции можно использовать шкафы или стеллажи. Маркировка мест хранения и их идентификация могут быть бумажными или электронными, при этом в данный момент необходимость «стеллажных карт» не установлена на законодательном уровне. Вместо стеллажных карт можно использовать компьютеризированную систему адресного хранения. Персонал должен иметь возможность быстро идентифицировать препараты в соответствии с используемой в аптеке системой учёта.

Особое внимание следует уделить обеспечению правильных условий хранения лекарств, которые подлежат предметно-количественному учёту, или содержат сильнодействующие и ядовитые компоненты, являются психотропными или наркотическими.

Более строгие требования предъявляются к хранению ПКУ на аптечном складе. Лекарственные средства этой группы размещают:

  • на разных полках сейфа или металлического шкафа;
  • в разных сейфах, металлических или деревянных шкафах;
  • в отдельном помещении (для хранения большого объёма препаратов).

Доступ — только для уполномоченных сотрудников по допускам. Обязательно ведётся учёт пломб или печатей, а также журнал регистрации операций. В конце рабочего дня места хранения обязательно опечатывают или пломбируют.

Для наркотических и психотропных средств организуются усиленные меры охраны и учёта: хранение в запирающихся сейфах или металлических шкафах (для временного хранения — не ниже 1 класса устойчивости к взлому) либо в специально оборудованных помещениях, с инженерно-техническими средствами охраны, исключающими несанкционированный доступ и кражу.

Рекомендуется предусмотреть резервное электропитание для холодильного оборудования, а также температурное картирование зон хранения на основе оценки рисков.

Особенности хранения медицинских изделий

Хранение медицинских изделий в аптечных организациях осуществляется по инструкциям производителя и санитарным правилам СП 2.1.3678-20. Условия совместного размещения с лекарственными средствами регулируются действующими Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 апреля 2025 г. № 260н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств для медицинского применения» и Приказом Минздрава РФ от 13 ноября 1996 г. № 377 «Об утверждении инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения».

Размещение по местам хранения медицинских изделий на складе определяется их свойствами и рисками, в том числе:

  • стерильные/нестерильные (для стерильных — контроль целостности упаковки, запрет на вскрытие);
  • чувствительность к температуре, влажности или свету (для чувствительных — мониторинг, «холодовая цепь» при наличии требования производителя);
  • материал и геометрия (пластики, резина, металлы, стекло — с учётом нагрузки, не допускаем деформации и соприкосновения с острыми элементами);
  • габариты и масса (правило безопасной штабельной нагрузки, хранение тяжёлых коробов внизу).

При этом в помещениях склада, где хранятся лекарственные препараты, недопустимо хранить продукты питания, инвентарь для уборки и изделия из табака.

Выводы

  • Аптечный склад — помещение для хранения медицинского оборудования и лекарств. На складе проводится мониторинг температуры и влажности, управление запасами и сроками годности.
  • К функциям склада относится проверка документов, приёмка товаров, проверка статуса серии, распределение товаров.
  • Основные задачи склада включают приём, хранение и отпуск фармацевтических товаров.
  • Помещения склада должны иметь достаточную площадь, подходящую конфигурацию, защиту от насекомых и грызунов. Они подразделяются на зоны: разгрузка товара, приёмка, основное хранение, хранение в специальных условиях, карантинное хранение.
  • Оборудование склада предполагает наличие вентиляции, кондиционирования, контроля доступа, пожарной и охранной сигнализации, холодильной камеры, термогигрометров.
  • Хранение медицинских изделий осуществляется по инструкциям производителя и санитарным правилам.

Источники

Проверь знания по статье

Другие статьи по теме «Работа в аптеке»

Смотреть все

Мы в Telegram

Присоединяйтесь и станьте частью нашего сообщества!

Перейти

Комментарии

Количество комментариев 6

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

  • Светлана Ц. ООО Элифант

    Спасибо

  • Ольга С. Мелздрав Нижний Новгород

    спасибо

  • Наталья Ш. Планета здоровья

    Спасибо за информацию.

  • Людмила Ж. Эркафарм

    Спасибо !

  • Ирина Л. Эркафарм

    Полезная информация

  • Марине Аваговна А. 36-6 ЗДОРОВЬЕ

    ??????

Сайт носит обучающий (информационный) характер и предназначен исключительно для обучения (информирования) фармацевтов и провизоров