Вернуться к вопросам

Какие изменения произошли в работе аптечных учреждений с появлением новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 (COVID-19)?

Количество просмотров 118

Дата ответа

Количество добавлений в избранное 0

В первую очередь, изменения коснулись санитарного режима. Санитарный режим в аптечных организациях регламентирует приказ Минздрава России № 309 от 21.10.1997 г. «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)», но в период ЧС или угрозы распространения заболевания (что имеет место сейчас) действуют и иные нормативно-правовые акты.

1. Определены нормы поведения сотрудников.

  • при входе работников в организацию должна быть обеспечена возможность обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей, или дезинфицирующими салфетками, с установлением контроля за соблюдением этой гигиенической процедуры (1);
  • работники должны соблюдать правила личной гигиены: регулярно мыть с мылом или обрабатывать руки кожными антисептиками — в течение всего рабочего дня, после каждого посещения туалета;
  • должна проводиться качественная уборка помещений с применением дезинфицирующих средств, уделив особое внимание дезинфекции дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей (столов и стульев работников, оргтехники), мест общего пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат и т.п.), во всех помещениях — с кратностью обработки каждые 2 часа;
  • должен быть в наличии минимум пятидневный запас дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук сотрудников, средств индивидуальной защиты органов дыхания;
  • каждые 2 часа необходимо проветривание рабочих помещений;
  • в рабочих помещениях должны быть бактерицидные лампы, рециркуляторы воздуха с целью регулярного обеззараживания воздуха (2).

2. Строго регламентирован перечень дезинфицирующих средств и их концентрации для дезинфекции помещений, оборудования и гигиенической обработки рук (3).

3. 05.04.2020 г. Минздрав России на своем сайте разместил рекомендации для работников и работодателей в целях противодействия распространению коронавирусной инфекции. Всем работникам, которым в соответствии со служебными обязанностями необходимо общаться в течении рабочего дня с большим количеством людей (в т.ч. фармацевтическим работникам), настоятельно рекомендовано носить средства индивидуальной защиты: маски и перчатки, а также регулярно обрабатывать руки антисептическими средствами. Работодателям — обеспечить таких работников СИЗ.

4. Роспотребнадзор напомнил, что должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, сейчас вправе давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки в т.ч. по вопросам дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий и выполнению работ по дезинфекции в очагах инфекционных заболеваний (4). Ответственность за неисполнение наказывается по ч.1 ст. 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению...».

Важно, что в местах общественного пользования (торговый зал аптек) должны быть дозаторы для обработки рук кожными антисептиками (5).

Маски и перчатки, образующиеся в аптеках, относятся к классу Б отходов т.е. отходы, инфицированные и потенциально инфицированные микроорганизмами 3-4 групп патогенности. Такие отходы подлежат обязательному обеззараживанию, дезинфекции (6).

Также изменения коснулись вакцинации сотрудников аптек.

Приказом Минздрава России № 125 от 21.03.2014 (Ред. От 03.02.2021) «Об утверждении Национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» утвержден Национальный календарь профилактических прививок. В соответствии с данным календарем прививаться в обязательном порядке должны только работники, указанные в перечне, утвержденном в Постановлении Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 (ред. от 24.12.2014) «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок».

Если они не прививаются в соответствии с календарем, работодатель вправе отстранить их от работы. Фармацевты и провизоры к данному перечню не отнесены, а прививка от COVID-19 не входит в Национальный календарь профилактических прививок. Следовательно, даже те лица, кто указан в вышеназванном списке, не обязаны прививаться от COVID-19 и не могут быть отстранены от работы в связи с отсутствием данной прививки.

Однако следует учитывать, что 03.02.2021 прививка от COVID-19 была внесена в иной календарь — календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Это означает, что главные государственные санитарные врачи субъектов РФ и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам по эпидемическим показаниям (7).

В настоящее время такие постановления появились в Москве и ряде регионов. Например, 15.06.2021 года Главный государственный врач по городу Москве издал Постановление 1, в соответствии с которым обязал организации в сфере здравоохранения и торговли обеспечить проведение профилактических прививок не менее 60% численности работников в определенные сроки. Из числа лиц, обязанных привиться, исключены только те, кто имеет противопоказания к прививке (пункт 3). Соответственно, если работники не прошли вакцинацию в сроки, установленные в постановлении, работодатель обязан отстранить их от работы до прохождения вакцинирования.

Аптечные учреждения, как объекты розничной торговли обязаны нанести специальную разметку в торговом зале для социального дистанцирования длиной не менее 1,5 метра (8).

Также изменения коснулись длительности больничных листов (в период пандемии увеличена длительность) и способе их получения (стало возможным дистанционное получение) (9).

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции аптечные учреждения стали вести Журналы, например «Журнал по контролю температуры тела работников дважды в смену», «Журнал учёта обработки дезинфицирующими средствами поверхностей», «Журнал дезинфекции термометров для измерения температуры тела сотрудников» и др. Наличие в организации подобных журналов позволит избежать ряда претензий со стороны контролирующих органов, в том числе и Роспотребнадзора. Нормативно-правовой базы, которая бы регламентировала ведение таких журналов, нет.

В ряде субъектов РФ отдельными нормативно-правовыми актами организациям, осуществляющим экономическую деятельность, необходимо принять стандарт безопасности в соответствии с требованиями Роспотребнадзора, а также получить уникальный QR-код на каждый адрес, где фактически осуществляется деятельность, подтверждающий соответствие деятельности требованиям такого стандарта (10).

Таким образом, новая коронавирусная инфекция сильно повлияла на деятельность аптечных организаций и сотрудники аптек обязаны ответственно относиться к выполнению данных мер по предотвращению распространения данного инфекционного заболевания.

1) Данное требование было обозначено в приказе Минздрава № 309, но сейчас оно должно выполняться всеми организациями.

2) Письмо Роспотребнадзора 02/3853-2020-27 от 10.03.3020 г. «О мерах по профилактике коронавирусной инфекции COVID-19».

3) В письмах Роспотребнадзора 02/770-2020-32 от 23.03.2020 г. «Об инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами» и 02/5225-2020-24 от 27.03.2020 г. «О проведении дезинфекционных мероприятий» указан перечень дезинфицирующих средств (хлорактивные, кислородактивные, катионные поверхностно-активные вещества, четвертичные аммониевые соединения, третичные амины, полимерные производные гуанидина, спирты).

4) Статья 50 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и постановлению Главного государственного санитарного врача РФ № 3 от 31.01.2020 г. " О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV«.

5) Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 апреля 2020 г. № 02/7495-2020-32 «О проведении профилактических и дезинфекционных мероприятий в организациях торговли».

6) Утилизация СИЗ в аптеках регламентируется САНПИН 2.1.3684-21 от 28.01.2021.

7) Статья 51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.99 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 10 Федерального закона № 157 от 17.09.98 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

8) Федеральный закон от 21.12.94 г. 68-ФЗ " О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" .

9) Приказ Минздрава России от 19.03.2020 № 198н (Ред. От 28.06.2022) «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19»

10) Правительство Санкт-Петербурга вместе с комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга подготовило Распоряжение от 09.07.2020 г. № 2440-р «О реализации постановления правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121».

Комментарии

Количество комментариев 11

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

  • Каролина К. еАптека

    спасибо

  • Елена Д. ГУП Башфармация

    Благодарю!

  • Тамара Д. ФИТОФАРМ

    Спасибо за информацию.

  • Ирина Д. ВИТАМЕД (КРАСНОЯРСК)

    спасибо

  • Людмила Ж. Эркафарм

    Спасибо!

  • Лариса С. РИТМ (БРЯНСК)

    Спасибо

  • Елена М. С.О.Ц. Аптека

    спасибо

  • Антонина К. Эркафарм

    Спасибо

  • Виталина К. Эксперт комьюнити Аптека ИП

    спасибо за информацию

  • Елена Ч. ГБУЗ СОКЦ СПИД

    Отлично 👍

  • Татьяна З. ООО "Эркафарм Поволжье"

    Спасибо, полезная информация!

Другие вопросы по теме

Смотреть все

Сайт предназначен для фармацевтов и провизоров